Театр
Актер Антон Долгов о театре, кино и играх, в которые играют люди

Справка: Антон Долгов - выпускник театрального училища им. М.С. Щепкина (2012), мастерская Б.В. Клюева. У Антона много ярких ролей в театре. В Московском драматическом театре АпАРТе, например, он играет в рок-мистерии "Dверь" - лидера группы Алана. Играет в недавней премьере этого театра, спектакле "Отражение", в "Станционном смотрителе", в "Отцах и детях". Много где играет. Успевает сниматься в кино ("Психи" 2015, "Моими глазами" 2013 и др.), работать в антрепризе. Все самое интересное у него впереди. А еще - это актер, у которого есть свой "голос". 

Актер Антон Долгов о театре, кино и играх, в которые играют люди

Это неправда, никакого ТВ не было?

ТВ, разумеется, было. Но моя кинокарьера развивалась, так сказать, по наклонной вниз. Начинал я работать с такими режиссерами, как Заур Болотаев и Мишель Хазанавичус. С первым мы снимали сериал "Моими глазами" для ТНТ, права на который в итоге выкупил запад, а с Мишелем мы работали в Грузии над анти-российским кино "Поиск" о войне в Чечне. Меня предупреждали, что если после премьеры этого фильма на меня будут оказывать давление российские СМИ, я могу получить убежище во Франции. Конечно, у меня нет оснований предполагать, что мне перекрыли кислород в российское кино. Быть может, и сам не очень хотел. Для этого дела (для кинопроизводства) надо быть готовым, как мне кажется. Чувствую, что уже вот-вот, сейчас... Вот ещё чуток... ну ещё годик - и все (улыбается).

Какой вопрос задали бы себе, если б брали интервью?

Я бы задал себе вопрос: "Если бы ты знал, что через месяц всё, - повернулась бы твоя жизнь?"

Стыдно признаться. Но да! Повернулась бы. Я бы сказал короче. Целовал бы крепче. Плакал бы громче. Смеялся б над собой постоянно!!! Тогда бы жизнь людей, меня окружающих, была бы такой насыщенной, как в трагедиях Шекспира! Извиняюсь, но, сука, 24 часа в дне!!! Я жаворонок. Я бы спал меньше и бежал бы к любимым! Да. Я бы не оставался один. Сочинял бы и работал при них же. Меня моя лучшая подруга называет Бродягой. Это моё второе кредо. Очень люблю бродяжничать по знакомым и повергать их в шок. Ну, как-то так.

Весь мир - театр, а люди в нем - актеры?

Актеры!! Актеры! Все! Если люди СОЗНАТЕЛЬНО играют в бестолкового или влюблённого, или в умника, признавая свои такие звания, то это очаровательно! Но если человек ничего не признает, кроме "и че? Да пошёл ты! Я прав!", - ок. И такие ходят под палящим прекрасным солнцем. Но мне надо свои собственные комплексы разрушать, а не закрываться от подобной части нашего колоритного человечества!


Что в роли Алана от вас?

Алану от меня досталась доверчивость к тем, кто уже прошёл свой путь. Эта слепая доверчивость в том, какие конкретно шаги, действия и дела нужно выполнять, чтобы понять себя. И это заблуждение есть во мне. С каждым днём оно все уменьшается. Не буду утверждать, что эта работа помогла мне. Но она случилась в такой, можно сказать, рубежный период, когда здоровый цинизм не позволяет мне делать то, что мне претит, хотя на сто процентов подходит тому, кого я уважаю. Задавать острые вопросы себе хочу почаще. И отвечать на них сначала самому, а потом уже - книги и мнение товарища.


"Что получилось, то и хотели" - это про театр?

"Что получилось - то и хотели"... Если брать версию самой работы в театре, то не всегда ожидания оправдывают то, что получилось в итоге. Никто ничего не запрещает, это я могу смотреть на свою работу под, предположим, семью углами, а более опытный человек смотрит на неё под тридцатью углами. От этого и зависит результат отчасти. А если брать версию, что театр - это все, о чем я мечтал... тут тяжелее. Я много отвлекаюсь. И, порою, дело стоит. Если бы разумнее распределять время... Мне иногда кажется, что мы катастрофически медленно развиваемся. В плане социального развития. Очень много остаётся непроанализированного, оставленного на потом или доверенного кому-то ДРУГОМУ.

Если не отвлекаться, то идеи о том, как раскрывать и раскрывать дальше свой потенциал приходили бы чаще, отчетливее. Но жизнь есть жизнь. "Небо подарит мне взлетных полос/ Отнимет волшебный голос/ Ему видней" - Земфира.

Ваша роль в "Отражении" с чего началась? (вообще - как и когда начинается работа над ролью?)

В АпАРТе мы продолжаем играть наш курсовой спектакль "С любимыми не расставайтесь". В 2012 году еще не было построено здание АпАРТе на Таганке, на Солженицына 17, и мы играли на Арбате. Вот мы собираемся все, зрителей море! А я занимаюсь зрительными местами, чтоб всем было удобно. Тогда я еще не был задействован в самом спектакле, а просто предупреждал, чтобы все отключили свои телефоны. Вот в тот день меня в первый раз увидел Иван Косичкин - режиссёр нашего "Отражения". Смешно, что он ждал, когда же я появлюсь на сцене! Но решение было принято, а он из тех людей, которые держат слово и доводят дело до конца! Тогда мы познакомились с драматургом - тогда еще не "Отражения", а пьесы "Большой проспект". В общем, все закрутилось тогда. Мы играли "Проспект", потом был долгий перерыв в работе, где-то полтора года. Но идея себя не изжила, и было решено переделать весь спектакль, преобразовать его в новом ключе. Я благодарен Ивану, благодарен театру за такой резкий нырок в самое сердце театра, сразу в центральную роль! Это необходимый опыт для молодого актера, и я анализирую себя того и сегодняшнего. Это чудо, что так получилось. Кстати, в "Отражении" в финале звучит песня, записанная мной тогда в 2012. Я слушаю - и не могу не улыбаться. Этого эффекта и хотел добиться Иван Косичкин. Светлая ностальгия. В театре "Et Cetera" идет еще одна работа Ивана в качестве режиссёра. "Лодочник". Очень советую посмотреть.

Сможете описать свой день, когда вы не играете?

Когда я не играю? В смысле, вне работы? Или если я в жизни ничего бы не играл ни с семьей, ни с друзьями, ни в магазине?

Так бывает? (вообще, вы отвечаете так, как поняли вопрос)

Знаете, видать, не играть вообще невозможно. Если я скажу вам: "Перестаньте со мной играть в это интервью!!!" - вы будете играть в другую игру. Я бы на фиг послал такого истеричку.

Роли, от которых отказались бы?

Я бы рад не отказываться от ролей, но вынужден, в силу нетерпения, отказываться от работы с определенными режиссерами. Я не терплю работу с теми, кто не уважает моего мнения и кто постоянно лезет вперёд паровоза, орет, плюётся в сторону актера, выражая своё искреннее пренебрежение. Этих людей я стараюсь избегать. Я два раза работал в антрепризе и оба раза еле-еле дотягивал до премьеры. Всю выручку я потом тратил на восстановление от алкогольной интоксикации (смеется). Деньги того не стоят! Лучше слать таких капитанов корабля на берегу. Антон! Помни это!!!

Что должен уметь актер, помимо того, чему его учат? Кто его друг и кто враг? (искать среди коллег?)

Важна жизнь. Гонке не место в творчестве. Я люблю успокаиваться и подробно вспоминать, что я - часть! Только отдельная, немаловажная, значимая часть целого. Нельзя обижаться на судьбу. Важно слушать себя. Видеть, что стоит за словами других. Почувствовав в себе силу над кем-то, не употреблять эту власть в корыстных целях. Или можно употреблять, но только предупредить человека, что вот, мол, я сейчас специально тобой пользуюсь! Стремиться к внутреннему единству с человечеством. Не быть блаженным и не ходить с выпученными детскими глазами, не имея своего мнения, а другое... Ну, вы поняли меня.

Я заметил недавно, что когда пишу моим друзьям, я не обращаюсь с "привет" или "здарова". Будто они всегда рядом. А ведь так и есть. Друзья найдутся там, где найдутся. Искать не нужно. Нужно хотеть. 

Враги. Прочитал "Трансерфинг реальности" (серия книг по эзотерике Вадима Зеланда, где автор развивает, в том числе, идею о том, что человек способен управлять реальностью, контролируя свои мотивы и намерения, - прим. ред.), понял, что вражеские импульсы можно гасить. Не нужно врагов. Если я анализирую ситуацию, то ссора и обида себя сама исчерпывает. И нету врага. Есть точка зрения, которую ты принимаешь, но не разделяешь. Глядь - и вы смеётесь друг с другом о том, как разнообразно это человечество!


Когда вы последний раз ходили в театр как зритель? на что?

Последний раз я ходил к К. Райкину на "Все оттенки голубого". Посоветовал хороший товарищ, сказал, это умопомрачительно. Я уважаю Райкина очень! Это крепкий театр, на фундаменте которого вырастет нечто, чего ещё не было. Сейчас идёт борьба за это будущее. Это очень важный театр! А спектакль, думаю, он снимет. Потому что он хороший художественный руководитель. И бесстрашный! Его артисты в гипертонусе. А этот спектакль для них - семечка!

"Автобиография невозможна" - верно? (ничего нельзя узнать о человеке из того, что он сам говорит о себе; писателя надо искать в его текстах, актера - в его ролях)

Мне, честно говоря, скучно читать автобиографии. Они, видимо, поддаются жесткой правке и цензуре - и становятся одна похожей на другую. Если это сделано художественно, как, например, дневник Олега Борисова, который можно читать-перечитывать как цельное художественное произведение, то да!

Хотите в Голливуд?

С удовольствием бы поработал ещё раз с голливудским режиссером высокого уровня и уж тем более - понаблюдал бы, как работают тамошние артисты. Безусловно, я вижу картину немного утрированную, мол, на западе все актеры работают на уровне Ди Каприо и Аль Пачино. Но двое моих однокурсников нырнули с головой в американскую систему, и она их засосала своей ненасытностью. Ненасытность в деле! Ещё хочется, а потом - вот так, потом - иначе - и так далее! Энергией там напитываются люди, безусловно. Видимо, легко засасывающая индустрия там. Хочу ощутить это на себе. Все переживания и наблюдения - в работу!

Есть у вас любимая роль, сыгранная или еще нет, о которой могли бы говорить часами?

Сейчас я работаю над Зиловым. Второй раз сходимся с Иваном Колдаре, режиссером "Двери". Приглашаю на премьеру 31 января в 20 часов в ДК РГСУ! Это будет событие для меня. И проверка. Волнуюсь. Не могу всего рассказать. Очень важно мне сделать эту работу. И завершить еще одну... но какую, пока держу в секрете.

Деньги нужны для того, чтобы о них не думать? или..?

Деньги я уважаю! Раньше не любил и пытался от них скорее избавиться, потому что стыдно было признаться, что не знаю, что с ними делать. Тратить хочется на приобретение нового видения на тот или иной предмет. Приготовление пищи, книги, кино, походы, спорт, прогулки, посиделки, концерты... главное, чтобы с кем-то, кому вверяешь свои рассуждения и чьё мнение дополнит твоё. На этого человека и на такие дела не жалко тратить. Жалко, когда не честно тратишь и без радости. За квартиру платить тоже надо открыто при всех, сетуя со слезами на глазах, что я ничего не понимаю, откуда тут возникла лишняя копейка в платеже!!! 

Театр вне политики сегодня возможен? Что такое политика театра - в АпАРТе?

Театр гораздо дальше ушёл от кино! Он развивается очень стремительно, и большая часть кино его никак не хочет впускать в себя. Конечно, кино организуется гораздо дольше и тяжелее, нежели театр. Сколько служб, транспортировка, графики, техника! А театр: позвонил, собрались в квартире - и уже все начинается. Идея дала старт! Эта большая тема... Чувствую, что распишу тут с три короба, и все будет мало. Но, короче говоря, театр и кино должны признавать друг друга, а не тянуть одеяло на себя. Вырыпаев в себе соединил одно и другое, уравновесил! Вот и кино соответственное, и театральные работы потрясающие! Спасибо Ивану, огромное! Театр "АпАРТе" - прекрасное место для проведения досуга в атмосфере, где никто не поставит своё мнение выше мнения другого человека. В этом, как мне кажется, важный апарт наш в зал. Мы думали, мы репетировали, работали и пробовали. Но вы, дорогие наши Зрители, имеете Право! Мы это признаем и уважаем Ваше мнение и выбор! Такая вот она, жизнь. А что остаётся, если не уважать? В морду каждого долбать? Так и родных переубиваем. Такая вот политика.

Антон Долгов просыпается... что дальше? (кстати, во сколько?)

Встаю в 8-9. Все утренние дела. Вход в день. Я монтировщик декораций по совместительству. В 11-12 ставим декорации к спектаклю. Вечером я - актер. В промежутках получается выезжать на другую репетицию, в другой проект. Иногда съёмки. Но редко. Вечером - разбор декораций и подготовка к завтрашним репетициям или спектаклю. Созвоны в скайпе с художниками, декораторами, актерами и режиссером. Обсуждение идей. Это самое важное. Не долгая болтовня, но с этим засыпать мне полезно. На личную жизнь ещё нужно время. Ну, это всегда в перерывах.

"Поднять быт до бытия" - цель поэзии, по Г. Иванову. А театра?

Show must go on. Я все думал, в какой сфере я работаю: в сфере образования или развлечения? Я занимаюсь образованием, но выдаю развлечение. И чем понятнее, доступнее я выражаю мою подробную работу, тем лучше. Это цель, которую я каждый раз хочу достигнуть с большим успехом, чем в прошлый раз. Цель театра во мне - наглядно показать многообразие человека, который может свободно выбирать, кем он хочет или может стать, сколько он может вобрать в себя жизни. Цель театра - показать, что Человек - это самое великое и прекрасное существо на Земле.

Похоже, идея актерской школы вам не чужда. В будущем видите себя мастером курса?

Да, мысль есть такая. Вообще мыслей много, но их надо структурировать поподробнее, чтоб был некий костяк в своей системе, которую я бы смог доступно объяснить другим, а не только себе.

В театре есть тенденция: повышать градус вовлеченности (документальный театр, иммерсивный). Минус или плюс?

Вовлеченность зрителя в спектакль - это одно из средств для достижения цели. Я рад, что появляются новые, смелые формы выражения! Очень рад! Надо сходить на "Вернувшихся".

Какой вопрос задали бы себе последним?

Последний вопрос себе... "Что ещё?"... Очень много! Бесконечность! Открыться и вобрать в себя!