Джон Осборн

Джон Осборн
Дата рождения: 12.12.1929
Место рождения:
Деятельность: Сценарист, Драматург

Джон Джеймс О́сборн — английский драматург и сценарист, один из лидеров литературного движения Angry Young Men. Известность Осборну принесла пьеса «Оглянись во гневе» («Look Back in Anger», 1956), которая вызвала сильнейший общественный резонанс и «навсегда изменила лицо британского театра».

События
Информация

Начинал карьеру в качестве репортера, затем несколько лет был актёром одного из маленьких лондонских театров. В начале 1950-х годов, совместно с Э. Крейтоном, написал несколько пьес, которые не были опубликованы.

Его подлинным дебютом, а вместе с ним рождением английской драмы «новой волны», стала пьеса «Оглянись во гневе», дата премьеры которой на сцене старинного лондонского театра «Ройял Корт» 8 мая 1956 года вошла в историю британской сцены как начало принципиально нового театрального летосчисления: на смену традиционной английской салонной мелодраме пришла реальная, неприукрашенная жизнь. Годом позже там же состоялась премьера пьесы Осборна «Комедиант», главную роль в которой сыграл Лоренс Оливье, придавший пьесе масштаб и драматизм, в значительной степени превосходившие авторский замысел.

1960-е годы принесли драматургу много удач: «Неподсудное дело» (1965), как полагают многие критики, лучшее его произведение; «Патриот» (1966), «Время — настоящее» и «Отель в Амстердаме» (обе — 1968). Однако эти пьесы отмечены нарастающим ощущением бесплодности мечтаний, бессмысленности всяческих усилий. Отчужденность героев Осборна от общества приводила к трагическому исходу: общество «поглощало» их, подчиняло себе и в конечном итоге ломало. Сил и желания на бунт становилось все меньше. «Чувство отрешенности» (название пьесы 1973 г.) все больше овладевало его персонажами, с особой силой сказавшись в драме с красноречивым названием «Посмотри, как все рушится» (1975).

Под конец жизни Осборн всё чаще возвращался памятью к истокам — лично-биографическим и национальным, пытаясь осмыслить их в контексте своей творческой судьбы. Почти полностью отойдя от театра, он настойчиво работал над автобиографией, успев закончить два первых тома: «Человек высшего разряда» (1981) и «Почти джентльмен» (1991). Достойно продолжив этот традиционный для британской словесности жанр, Джон Осборн, бунтарь и ниспровергатель, под конец жизни выступил истинным традиционалистом.

Пьесы

«The Devil Inside» (1950, со Стелой Линден)

«The Great Bear» (1951)

«Personal Enemy» (1955, с Энтони Крайтоном)

«Оглянись во гневе» («Look Back in Anger», 1956)

«The Entertainer» (1957)

«Epitaph for George Dillon» (1958, с Энтони Крайтоном)

«The World Of Paul Slickey» (1959, первоначально — мюзикл по мотивам пьесы Осборна «An Artificial Comedy», 1955)

«A Subject Of Scandal And Concern» (1960)

«Luther» (1961)

«Plays for England» (1962)

«The Blood of the Bambergs»

«Under Plain Cover»

«Inadmissible Evidence» (1964)

«A Patriot For Me» (1965)

«A Bond Honoured» (1966, одноактная адаптация La fianza satisfecha Лопе де Вега)

«The Hotel In Amsterdam» (1968)

«Time Present» (1968)

«The Right Prospectus» (ТВ, 1970)

«West Of Suez» (1971)

«A Sense Of Detachment» (1972)

«The Gift Of Friendship» (1972)

«Hedda Gabler» (1972, Ибсен, адаптация)

«A Place Calling Itself Rome» (1973, адаптация «Кориолана» У. Шекспира)

«Ms, Or Jill And Jack» (ТВ, 1974)

«The End Of Me Old Cigar» (1975)

«The Picture Of Dorian Gray» (1975, по О. Уайлду)

«Almost A Vision» (ТВ, 1976)

«Watch It Come Down» (1976)

«Try A Little Tenderness» (1978)

«Very Like A Whale» (ТВ, 1980)

«You’re Not Watching Me, Mummy» (ТВ, 1980)

«A Better Class of Person» (ТВ, телеверсия автобиографии Осборна, 1985)

«God Rot Tunbridge Wells» (ТВ, 1985)

«The Father» (1989, по Стриндбергу)

«Déjàvu» (1992)