Джузеппе Верди

Джузеппе Верди
Дата рождения: 10.10.1813
Место рождения: Ронкола, Италия
Деятельность: Автор
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813—1901) — итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы Верди: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».
События
Информация
Родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Отец композитора содержал деревенский трактир, а мать была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжелым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. По совету Барецци, десятилетний Верди переехал для учебы в Буссето. Так началась новая, еще более тяжелая полоса его жизни. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьезному чтению.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли "из-за низкого уровня фортепианной игры"; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения. Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли и просто концерты. Общение с миланским бомондом побудило его всерьез подумать о карьере театрального композитора.
Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци, Верди дал свое первое публичное выступление в доме Барецци в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди полюбили друг друга и 4 мая 1836 года поженились. В то время как Верди работал над своей первой оперой, двое детей, рожденных в этом браке, умерли в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умерла от энцефалита.

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор»). После провала первой из этих опер композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз, с тех пор она занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata) и «Эрнани» (Ernani), которые ставились и имели успех в Италии.

Опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

В возрасте тридцати восьми лет Верди вступил в отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их роман до свадьбы рассматривали как скандальный во многих местах, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблен. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является одной из лучших опер в истории музыкального театра, арии и ансамбли стали неотъемлемой частью классического оперного репертуара.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам произведения Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали еще несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы, — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди.

Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.
В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.
Опера «Отелло» (Otello), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Последняя опера Верди - «Фальстаф» (Falstaff), либретто к ней написал Арриго Бойто, либреттист и композитор, по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) в переводе ее на французский язык, сделанном Виктором Гюго. Партитура этой комедии ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует свое блестящее владение контрапунктом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи пораженным параличом, Верди слабел с каждым днем и шесть дней спустя, рано утром 27 января 1901 года, умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti — дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.