Гаэтано Доницетти

Гаэтано Доницетти
Дата рождения: 29.11.1797
Место рождения: Бергамо
Деятельность: композитор

Доме́нико Гаэта́но Мари́а Донице́тти — итальянский оперный композитор, автор 68 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».

События
Информация

Родители Гаэтано Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (итал. II piccolo compositore di musica; 1811), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся[5]. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815—1817). Лицей стал особенно знаменитым после того, как пять лет назад его закончил Россини. Доницетти учился у того же прославленного педагога — падре Маттеи. На первый экзамен он представил симфонию, которой сам дирижировал, и был удостоен второй премии. За годы обучения были написаны духовные сочинения, инструментальные квартеты, а также три одноактные оперы. Программа выпускного экзамена почти целиком состояла из произведений Доницетти, и наградой ему стала премия «синьора Сенатора и Совета мудрейших».

Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834—1839 годах — профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха.

Основные оперы

«Сумасбродство» (Una Follia), 1818

«Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti), 1819

«Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia), 1819

«Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo), 1824

«Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze ed inconvenienze teatrali), 1827

«Анна Болейн» (Anna Bolena), 1830

«Любовный напиток» (L’elisir d’amore), 1832

«Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia), 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго

«Мария Стюарт» (Maria Stuarda), 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера

«Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor), 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмемурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.

«Велизарий» (Belisario), 1836.

«Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte), 1836

«Роберто Деверё» (Roberto Devereux), 1837. По трагедии Франсуа Ансело «Елизавета Английская».

«Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля

«Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz), 1838

«Дочь полка» (La fille du régiment), 1840

«Мученики» (Les martyrs), 1840. По «Полиевкту», 1840

«Фаворитка» (La favorite), 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».

«Мария Падилья» (Maria Padilla), 1841. По трагедии Франсуа Ансело

«Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix), 1842

«Дон Паскуале» (Don Pasquale), 1843

«Мария ди Роган» (Maria di Rohan), 1843

«Дон Себастьян Португальский» (Dom Sébastien), 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше