Имре Кальман

Имре Кальман
Дата рождения: 24.10.1882
Место рождения: Шиофок
Деятельность: композитор

Имре Кальман — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

События
Информация

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в еврейской семье торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatárjárás, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе — в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана. Изображен на австрийской почтовой марке 1982 года.

Творчество:

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами — даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана — «Марица».

«Осенние манёвры» (Tatárjárás, она же Ein Herbstmanöver, 1908, Будапешт)
«Солдат в отпуске» (Az Obsitos, она же Der gute Kamerad, 1910, Будапешт)
«Маленький король» (Der kleine König, 1912, Вена)
«Цыган-премьер» (Der Zigeunerprimás, 1912, Вена)
«Королева чардаша (Сильва)» (Die Csárdásfürstin, 1915, Вена)
«Фея карнавала» (Die Faschingsfee, 1917, Вена)
«Голландочка» (Das Hollandweibchen, 1920, Вена)
«Баядера» (Die Bajadere, 1921, Вена)
«Марица» («Графиня Марица») (Gräfin Mariza, 1924, Вена)
«Принцесса цирка» (Die Zirkusprinzessin, 1926, Вена)
«Золотой рассвет» (Golden Dawn, 1927, Нью-Йорк)
«Герцогиня из Чикаго» (Die Herzogin von Chicago, 1928, Вена)
«Фиалка Монмартра» (Das Veilchen vom Montmartre, 1930, Вена)
«Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter, 1932, Вена)
«Императрица Жозефина» (Kaiserin Josephine, 1936, Цюрих)
«Маринка» (Marinka, 1945, Нью-Йорк)
«Аризонская леди» (Arizona Lady, 1953, Берн)