Кокто Жан

Кокто Жан
Дата рождения: 05.07.1889
Место рождения: Мезон-Лаффит, Сена и Уаза, Иль-де-Франс, Франция
Деятельность: Сценарист, Писатель, Драматург, Автор

Жан Мори́с Эже́н Клема́н Кокто́ — французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.

События
Информация

Учился в лицее в Кондорсе. Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием русского балета Сергея Дягилева, музыки Игоря Стравинского, художественных работ Пабло Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера.

В 1910-1920 годы сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике "Стихи" и сюрреализму в сборнике поэзии "Опера". Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму.

Восприимчивый к разным художественным течениям, во всём своём творчестве всегда сохранял свою обособленность и неповторимость.

В 1940-1947 годах работал как киносценарист, среди фильмов: "Барон-призрак" (1942, сыграл одну из ролей), "Рюи Блаз / Опасное сходство" (1947).

Причудливое смешение реальности и фантастики, аллегоричность повествования и изящность формы — авторская манера Кокто-режиссёра. Она полностью воплотилась в поставленном им фильме по книге Лепренс де Бомона "Красавица и чудовище" (1946, Приз Деллюка).

В 1949 году поставил фильм "Орфей" (1949) и в 1960 году "Завещание Орфея". Эти работы характеризовались сложным ассоциативным рядом, манера Жана Кокто оказала огромное влияние на последующее развитие французского кинематографа.

Жанн Кокто — автор пьес, которые экранизировали другие режиссёры ("Трудные дети", 1950, реж. Ж-П. Мельвиль и другие).

Актёр Жан Маре исполнил роли интеллектуального плана именно в фильмах и спектаклях, поставленных его другом и наставником Жаном Кокто.

По мнению исследовательницы Е. Гнездиловой, для Кокто образ Орфея является лейтмотивом, стержнем всего творчества.

Пьесы:

Орфей (Orphée, 1926)
Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde)
Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938)
Священные чудовища (Les Monstres sacrés, 1940)
Пьеса, написанная для Эдит Пиаф — «Равнодушный красавец»

Кинофильмы:
1932 — Кровь Поэта (фр. Le Sang d'un poète)
1946 — Красавица и Чудовище (фр. La Belle et la Bête)
1948 — Двуглавый орёл (фр. L'Aigle à Deux Têtes)
1948 — Ужасные родители (фр. Les Parents terribles)
1950 — Кориолан (фр. Coriolan)
1950 — Орфей (фр. Orphée)
1959 — Завещание Орфея (фр. Le Testament d'Orphée)
1962 — Послание Жана Кокто, адресованное в 2000-й год (фр. Jean Cocteau s'adresse... à l'an 2000) — к/м
1965 — Самозванец Тома (фр. Thomas l’imposteur)

Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».