Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло
Дата рождения: 28.06.1867
Место рождения: Рим
Деятельность: Писатель, Драматург

Луи́джи Пиранде́лло — итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

События
Информация

Родился в Джирдженти (ныне Агридженто) и был вторым из шести детей в семье преуспевающего владельца рудника по добыче серы. Литературный талант будущего писателя проявился уже в школе; еще подростком он сочинял стихи, написал трагедию Barbaro, которая не сохранилась.

После безуспешной попытки приобщиться к семейному бизнесу Пиранделло поступает в Римский университет (1887), однако через год, недовольный уровнем преподавания, переводится в Боннский университет, где изучает литературу и философию, и в 1891 получает диплом по романской филологии, написав работу о сицилианских диалектах. В 1889 выходит первый поэтический сборник Пиранделло Mal giocondo, в котором чувствуется влияние Джозуэ Кардуччи. Закончив учёбу, Пиранделло остаётся в Бонне и ещё год читает лекции в университете.

Вернувшись в 1893 в Рим и заручившись финансовой поддержкой отца, Пиранделло начинает писать: его первый роман L'esclusa выходит в 1901, а написанный в традициях веризма первый сборник новелл Amori senz amore — в 1894, в том же году писатель женится на Антуаньетте Портулато, дочери компаньона отца, от брака с которой у него было двое сыновей и дочь. В 1898 Пиранделло становится профессором итальянской литературы в педагогическом колледже в Риме, где преподаёт до 1922. Свою первую пьесу, одноактную драму L'epilogo, Пиранделло пишет в 1898, однако в театре она была поставлена только через 12 лет, в 1910, под названием La morsa.

В 1903 в результате наводнения был разрушен отцовский рудник, и теперь литература и преподавание остались для Пиранделло единственным средством к существованию. В 1904 жена писателя перенесла серьёзный нервный срыв и в течение последующих 15 лет страдала манией преследования, устраивала мужу из ревности истерики, и в 1919 Пиранделло вынужден был поместить её в психиатрическую клинику.

Несмотря на семейные и финансовые неурядицы, Пиранделло продолжает писать и печататься. Большой успех выпадает на долю его третьего романа Il fu Mattia Pascal (1904), где отчётливо звучит тема «лица и маски». Теоретические и эстетические взгляды на искусство писатель изложил в двух книгах 1908: статье L'umorismo, где раскрывается его сложное трагикомическое видение мира, и сборнике эссе Arte e scienza.

До 1915, когда была поставлена первая трехактная пьеса Пиранделло Se non cosi..., писатель работал в основном в жанре романа и новеллы: однако после 1915 он целиком посвятил себя драматургии, давшей ему возможность жить безбедно и со временем оставить преподавательскую деятельность. С 1915 по 1921 Пиранделло пишет 16 пьес, причём все они шли на сцене. Особый успех у критики и зрителей имела пьеса Cosi e (se vi pare), поставленная в 1917.

Международное признание приносит Пиранделло пьеса Se personaggi in cerca d'autore (1921), которая с огромным успехом с 1922 идёт на сценах Лондона и Нью-Йорка. Однако римская премьера этой пьесы, самой популярной из 44 пьес драматурга, закончилась скандалом: зрители были оскорблены рассуждениями персонажей об относительности добра и истины. Премьера пьесы Enrico IV, по мнению многих критиков — вершины творчества Пиранделло, также состоялась в 1922.

В своих зрелых произведениях Пиранделло развивает тему иллюзорности человеческого опыта и непостоянства личности; его герои лишены постоянных ценностей, черты их характера размыты. В мире Пиранделло личность относительна, а истина — лишь то, что происходит в данный момент. Писатель срывал со своих персонажей маски, освобождал от иллюзий, придирчиво исследовал их интеллект и личность. Пиранделло находился под большим влиянием теории подсознательного, выдвинутой французским психологом-экспериментатором Альфредом Бине. Ещё в бытность свою преподавателем Боннского университета Пиранделло познакомился с работами немецких философов-идеалистов. В нестабильности человеческой психики писатель убедился и на собственном опыте, в течение 15 лет ухаживая за психически больной женой.

Со временем Пиранделло становится не только знаменитым драматургом, но и не менее известным режиссёром, осуществлявшим постановки собственных пьес. В 1923 писатель вступает в фашистскую партию и при поддержке Муссолини создаёт в Риме Национальный художественный театр, который в 1925 и 1926 совершает турне по странам Европы, а в 1927 — по Южной Америке. Ведущая актриса театра, Марта Абба, становится для драматурга постоянным источником вдохновения. Несмотря на государственные субсидии, театр со временем начинает испытывать серьёзные финансовые затруднения, и в 1928 труппа распускается.

По мнению некоторых исследователей, Пиранделло вёл себя с фашистами как соглашатель, приспособленец. В защиту писателя следует сказать, что он не раз во всеуслышание заявлял о своей аполитичности, в ряде случаев выступал с критикой фашистской партии, в связи с чем после закрытия Национального художественного театра у него возникли трудности с постановкой в Италии своих пьес. Некоторое время Пиранделло живёт в Париже и Берлине, много путешествует и в 1933, по личной просьбе Муссолини, возвращается на родину.

В 1934 Пиранделло получает Нобелевскую премию по литературе. В своей речи Пер Хальстрём, член Шведской академии, отметил, что «самая замечательная черта искусства Пиранделло заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу». В ответной речи Пиранделло объяснил свои творческие возможности «любовью и уважением к жизни, без которых было бы невозможно перенести горькие разочарования, тяжкий опыт, жестокие раны и те ошибки невинности, что придают глубину и ценность нашему опыту».

Луиджи Пиранделло умер в Риме 10 декабря 1936; согласно его последней воле, похороны проходили без публичной церемонии, прах писателя был предан земле на его родине.