Взгляд критика: спектакль "Разорвите нашу связь"

Спектакли
Как в Театре.doc развивают тему отцов и детей

"Отцы и дети" И. Тургенева - конечно, по-прежнему актуальное произведение. Но тему родителей и детей далеко не исчерпывает. Как показать на сцене отношения между матерью и дочерью? Особенно если это не родные мать и дочь. А когда эти отношения становятся невыносимыми для обеих сторон, можно ли разорвать эту связь? Или приемный родитель - родитель навсегда?

Вот такими сложными, но важными вопросами заняты в документальном театре сегодня. Здесь умеют выстраивать диалог со зрителем, и оказывается, что такого спектакля ждали давно...

Взгляд критика: спектакль "Разорвите нашу связь"

«Разорвите нашу связь» - спектакль подчеркнуто «не театральный»: играется с минимум декораций, двумя актрисами и завершается интерактивом. Во многом за счет этой камерности он и воздействует на зрителя. Актрисы большую часть времени общаются не друг с другом, а с залом. Но это нисколько не похоже на декламацию – скорее, интимный разговор, в котором нас приглашают поучаствовать как близких друзей. И обратная связь устанавливается мгновенно, как будто зритель только и ждал повода, чтобы поговорить именно на эту тему, которую, вроде бы, ему предложили со сцены только что. Это Театре.doc, здесь не бывает по-другому. Четвертая стена здесь не просто разрушается – кажется, что режиссеры (Ольга Лысак и Елена Гремина) и актрисы никогда не знали о ее существовании. С первых же реплик начисто забываешь, что перед тобой постановка, которой предшествовало множество репетиций, что это актрисы, а не две реальные, совершенно обычные женщины, похожие на тех, кого встречаешь в общественном транспорте каждый день.

Одна из основных тем, которые поднимает пьеса «Разорвите нашу связь», – вопрос регламентации межличностных отношений государством и социумом. Да, на сцене присутствуют только мать (Ольга Лысак) и дочь (Феофания Бурмистрова), но взаимодействуют они не только друг с другом, но и с громоздким бюрократическим аппаратом, с подругами и мужчинами. И главное - им нужно что-то делать вот с чем: обе все это время жили с навязанными представлениями о том, что они должны чувствовать. Но чувствуют сейчас явно не то, что должны. Это одна из причин, почему спектакль вызывает такой отклик у зрителя: нам каждый день приходится иметь дело с не-нашими представлениями о том, что мы должны чувствовать и кем быть. И социум, и государство неявно, а иногда явно и агрессивно, стремятся контролировать интимные, казалось бы, сферы жизни. Как насчет поговорить об этом прямо сейчас, в театре? - это Театр.doc, здесь не бывает по-другому. 

Женщина, много лет назад удочерившая девочку из детдома, понимает, что не справляется и пытается отказаться от материнских прав. Но получает отказ - с посылом «это только ваше дело». Потому что, согласно общественной установке, мать обязана любить своего ребенка и единолично нести за него ответственность, она не должна обращаться за помощью. Отношения двух женщин превращаются в деструктивные, невротические, наносящие непоправимый вред обеим участницам. При этом мать намного более открыто позиционирует себя как жертву, в отличие от 14-летней Даши. Мать постоянно сообщает зрителям, как ей плохо, тяжело, подробно и неутомимо перечисляет грехи своей подопечной, подобно тому, как перебирают зерна гречки. И она действительно жертва – но, конечно, не своей дочери, а личных установок, из-за которых когда-то решила взять ребенка под опеку (женщина прямо говорит, что на нее сильнейшим образом повлияли популярные песни СССР, описывающие благостный семейный быт, и винит исполнительниц за ложь). Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворить какие-либо потребности и желания) из-за несоответствия идеального образа реальному положению приводит к тому, что она применяет к дочери насилие: на сцене она бьет девушку, душит, толкает. Один из самых впечатляющих эпизодов спектакля «Разорвите нашу связь»: Даша ложится на стол, а мать ставит ей на грудь поднос с зернами гречки и начинает медленно и методично грызть их, продолжая рассказывать зрителям о своей тяжелой судьбе. Невероятно сильная сценография в этом эпизоде недвусмысленно отсылает к образу Кроноса (титан в древнегреческой мифологии, который, по легенде, оскопил своего отца, а чтобы избежать его судьбы, начал проглатывать собственных отпрысков), пожирающего своих детей, с картин Гойи и Рубенса. Эффект усиливается той простотой, с которой эта сцена подается, зрителям словно сообщают: «Все родители пожирают своих детей, и люди вообще пожирают друг друга, мы видим это каждый день, это трагедия, ставшая рутиной». Именно такую мысль до нас стараются донести в течение всего спектакля, постоянно, в разных формах, и к концу подобная прямота, признаться, начинает надоедать. Некоторая затянутость и излишняя откровенность, пожалуй, может испортить кому-то впечатление, поскольку через полчаса зрителю уже всё понятно про героинь и их ситуацию, а дальше не сообщается ничего нового, только снова и снова повторяются моменты узнавания: себя или своих знакомых. Оставшуюся часть спектакля зрителю приходится лишь сочувствовать и рефлексировать, задавать вопросы и тут же самому на них отвечать. «Разорвите нашу связь» воздействует на публику не так, как воздействует искусство, скорее, как страшная новость, которую рассказали о знакомых людях. Относиться к этому можно по-разному, но постановка полностью соответствует жанру документального театра и однозначно рекомендуется к посещению – может быть, не для того, чтобы познакомиться с выдающейся сценарной работой, но уж точно в качестве личной терапии. Это Театре.doc, здесь не бывает по-другому.


Купить билеты на спектакль «Разорвите нашу связь»

Автор: Анастасия Инопина
Теги: Театр.doc, что посмотреть, куда пойти, театр.выбор, куда пойти взрослому, разорвите нашу связь, отцы и дети в театре.doc

Рассказать друзьям

Комментарии 0